В этом и следующем году 14 крупнейших российских городов (см. врез) профинансируют свои среднесрочные инфраструктурные программы лишь на 40%. Если бы планы были полностью выполнены, инвестиции в их инфраструктуру в 2011 г. могли бы составить 1,1 трлн руб.
Москва и Санкт-Петербург (субъекты Федерации) должны тратить от 50 000 руб. в год на одного жителя, остальные города — от 25 000 руб., пишет S&P. Но средние расходы в 2008—2010 гг. были намного ниже: в Москве — 32 000 руб., в Санкт-Петербурге — 23 000 руб., в остальных городах — 3200 руб.
Города мало тратят не только из-за нехватки денег: мешают слишком жесткая процедура госзакупок, плохой инвестклимат, отсутствие крупных подрядчиков, низкое качество финансового и городского планирования, указывают эксперты агентства. Еще одно препятствие — федеральное регулирование: много времени уходит на получение разрешений на строительство и регистрацию прав собственности. А более пристальное внимание центра к использованию бюджетных средств дало неожиданный результат: регионы боятся тратить, и программы недофинансируются. Федеральная власть дает мало средств на каппроекты и фактически мешает их реализации, констатирует S&P. Больше повезло городам, стратегические проекты которых получают целевое финансирование от центра. Например, Казань получала крупные межбюджетные трансферты на празднование в 2005 г. тысячелетия города, привлекала бюджетные кредиты для Всемирной универсиады в 2013 г.
Российские города могли бы увеличить капитальные вложения примерно на 30%, если бы удвоили займы и нарастили дефициты своих бюджетов до предельных значений, установленных Бюджетным кодексом (10% собственных доходов, для Москвы и Санкт-Петербурга как для регионов — 15%), советует S&P.
Москва и Санкт-Петербург (долг, по данным Минфина на 1 июля, 296,5 млрд руб. и 6,6 млрд соответственно) могли бы полностью удовлетворить свои потребности в инвестициях в инфраструктуру за счет дополнительных займов, считают в S&P. Не в этом году, а в среднесрочной перспективе Москва, скорее всего, будет увеличивать объем долга, занимая деньги под инфраструктурные объекты, говорит первый замруководителя департамента финансов Москвы Валерий Сидоренко: «Очевидно, средства потребуются в связи с увеличением территории города и для больших транспортных проектов». Города выбирают лимиты по займам лишь на 30%, говорит гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская: «Регионы привыкли жить на бюджетных субсидиях и без особого энтузиазма пользовались рыночными инструментами».
Минфин не против займов регионов и муниципалитетов, отмечает замминистра финансов Антон Силуанов: «Особенно если они занимают под развитие, а не просто под выдачу зарплат». Предпочтительно, чтобы регионы занимали на финансирование ЖКХ, говорит другой чиновник ведомства. Но «надо смотреть, насколько возможности территорий позволяют без риска брать в долг», предупреждает Силуанов. По его словам, для Минфина неблагоприятный знак, если объем госдолга региона превышает его доходы на 50%. По оценке Минфина, только 20% всех займов субъектов Федерации и муниципалитетов составляют бюджетные кредиты, 10% — облигационные займы, 70% — другие кредиты, полученные на рыночных условиях.
Список 14 крупнейших
14 крупнейших российских городов с населением около и более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград и Красноярск. В них живет около 20% населения России, они выполняют роль административных центров и, как правило, доминируют в экономике своих регионов.