Малый и средний бизнес (МСБ) имеет немало оснований дуться на государство. Оно и лоббирует интересы крупных игроков, и повышает страховые взносы, фактически вынуждая «малых» бизнесменов уходить в тень. Однако вот уже полтора года власти не жалеют меда для созданной своими же руками бочки дегтя, развивая сеть некоммерческих организаций, оказывающих помощь традиционно обиженным предприятиям. На круглом столе, проведенном журналом «Эксперт-Сибирь» в отеле Doubletree by Hilton в Новосибирске, представители органов поддержки МСБ, банкиры и чиновники рассказывали о том, как предприниматели могут облегчить себе жизнь. А те в свою очередь трубили со своей колокольни.

Кто хочет стать миллионером?

Полтора года назад на территории страны начали активно работать некоммерческие фонды микрозаймов. Идея давать кредиты суммой до 1 млн рублей сроком до года сначала вызывала скепсис у игроков финансового рынка. Но на практике услуга оказалась востребованной: за микрозаймами пошли как начинающие бизнесмены, не имеющие возможности получить стартовый капитал в коммерческих банках, так и действующие предприниматели, нуждающиеся в «карманных деньгах» под скромный процент.

Минимальная ставка региональных фондов начинается от 8%, на практике в среднем получается около 9,5%. Впрочем, в некоторых регионах для приоритетных отраслей действуют особые льготные условия. А цена денег для компаний оптовой или розничной торговли доходит до 13 и более процентов годовых — при таком проценте им выгоднее обратиться в банк. Документов потребуется даже меньше, и появится еще одна запись в кредитной истории.

Несмотря на очень низкую ставку, микрозаймового бума на территории, например, Новосибирской области пока не случилось. С начала года Фонд микрофинансирования выдал чуть больше 50 млн рублей, в среднем под 9,53%. Исполнительный директор Фонда Александр Кангро считает, что МСБ слишком капризничает, если требует каких-то преференций помимо низкой ставки. Сами предприниматели говорят, что условия фонда таковы, что претендовать на их средства могут только финансово сильные организации, которые вряд ли нуждаются в микрокредитах. Предприниматель Степан Васильев: «В Новосибирске нас оценивают по формальным признакам, система слишком бюрократизирована. Я директор, моя компания нуждается в микрокредитовании. Но с моим текущим оборотом в Новосибирске я не получу никакой поддержки — у нас не понимают, что налоговые схемы — это не прихоть, а жизненная необходимость и ставить крест на таком бизнесе нельзя».

Возможно, востребованность средств фонда напрямую связана с информированностью предпринимателей о его существовании. Начинающий предприниматель директор центра УФ-печати Евгений Давыдов, обратившись в новосибирский фонд, получил одобрение заявки уже на следующий день, а деньги — меньше чем через неделю. В банке ему пришлось бы потратить как минимум месяц. Но Евгений — один из наиболее активных участников всех событий, затрагивающих предпринимателей: в марте 2011 года его бизнес-план был рассмотрен на сrash-test Сибирского форума малого и среднего бизнеса, организованного нашим журналом, а центр УФ-печати является одним из резидентов новосибирского бизнес-инкубатора. Такие предприниматели всегда владеют большим объемом информации о том, какую поддержку они могут получить от властей и всех подведомственных ей структур.

На поруках

Объемы и сроки микрофинансирования сильно ограничены — до 1 миллиона рублей на один год. По самым простым подсчетам при максимальной сумме займа предпринимателю в месяц придется выплачивать около 100 тысяч рублей — прибыль далеко не каждого бизнеса. Кредит на более длительный срок можно оформить в банке. До сих пор предприниматели решали этот вопрос просто — оформлением индивидуального потребительского кредита. Сейчас созданы гарантийные фонды, которые, в отличие от фондов микрофинансирования, не составляют конкуренцию коммерческим кредитующим организациям, а работают в связке с ними. Исполнительный директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области Ольга Дронова рассказала, что предприниматель, отработавший не менее шести месяцев и не имеющий просрочек по кредитам не менее одного года, вполне способен получить поручительство [поручительство] фонда в размере до 90% от суммы кредита: «Одно время мы всем давали поручительство до 70 процентов. Потом выделили инновационные компании — им мы выдаем до 90 процентов. Торговым, туристическим компаниям, бизнесам по аренде имущества — до 60 процентов. Производственным компаниям — до 70 процентов. Сельхозпроизводителям — до 75. В денежном выражении поручительство ограничено 15 миллионами рублей на одного заемщика, для инновационных — 35 миллионами».

При этом, отметила Дронова, условия сотрудничества ужесточились. Например, сначала фонд работал с товаром в обороте, но после того как с одним предпринимателем по этой схеме случился дефолт [дефолт] , ее стали использовать только в работе с проверенными клиентами, имеющими большой стаж и хорошую кредитную историю. «Но в некоторых вопросах мы смелее наших коллег из других регионов. В основном фонды не дают поручительства на реструктуризацию, выплату налогов и текущей зарплаты. Мы даем, если у кредита есть и другие цели, и только при условии отсутствия просрочек», — подчеркнула Дронова.

По словам предпринимателей, сама идея залога любого имущества отпугивает начинающих бизнесменов. Но для развитых компаний гарантии фонда могут оказаться удобным инструментом. Со временем к ним должны привыкнуть и банки — пока нередки случаи, когда кредитные менеджеры в частных беседах отговаривают предпринимателей от услуг фонда в пользу собственных продуктов. С одной стороны, проявляется их неуверенность в том, что фонд вернет деньги в случае дефолта заемщика, с другой — банк сам хочет заработать, а одним из условий сотрудничества с государством является низкая процентная ставка по кредиту.

Инкубационный период

Стартовый капитал — не единственная головная боль начинающих предпринимателей. Аренда офисных и производственных помещений в крупных городах зачастую вынуждает «малышей» работать в малопродуктивном режиме home-office. Для начинающих предпринимателей создаются бизнес-инкубаторы, в течение трех лет предоставляющие стартапам площади по льготным ценам. Директор Новосибирского городского центра развития предпринимательства (ГЦРП) Егор Казанцев рассказал, что бизнес-инкубатор — это, по сути, «теплица» для выращивания компаний. «По итогам первых двух конкурсов мы собрали 13 резидентов бизнес-инкубатора, и они заняли порядка 40 процентов офисных и 100 процентов производственных площадей. Мы ожидаем, что в сентябре будет 20—25 резидентов. Бизнес-инкубатор станет центром деловой активности, потому что мы предоставляем не только дешевые офисные квадратные метры, но и бесплатные залы для проведения публичных мероприятий и плюс к тому консуль­тацион­но-обучаю­щие услуги».

Стоимость аренды площадей в бизнес-инкубаторе не скрывается: в первый год чистая аренда офисных помещений составляет 48 рублей за квадратный метр, производственных — 32 рубля, далее каждый год повышается на 20%. Максимальная стоимость коммунальных услуг составляет 300 и 200 рублей за «квадрат» для офисных и производственных площадей соответственно. «Но по опыту первых двух месяцев работы бизнес-инкубатора могу сказать, что в среднем коммуналка обходится в 100 рублей за квадратный метр. В сумме же он в офисе с учетом охраны, интернета, уборки и других услуг обходится не дороже 350 рублей», — рассказал Казанцев.

Идею теплицы для 25 компаний на огромный Новосибирск воспринимают далеко не все предприниматели. Хотя, наверное, не каждый бизнесмен согласится, чтобы любой его шаг рассматривался под микроскопом. Ведь история успеха — это не просто красивая картинка, а скорее бизнес-кейс, и власть наверняка, сделает все, чтобы понять, из чего складывается рецепт успешного предпринимателя, а потом будет внедрять опыт повсеместно.

Вопрос опыта не праздный для большинства начинающих бизнесменов. Через ГЦРП, одной из основных задач которого является консультационная поддержка, в 2010 году прошло более 2,5 тыс. человек, в первой половине 2011 — около 3 тысяч. Вал посетителей обеспечивают семинары по бухучету, налогам, управлению, бизнес-планирова­нию и т. д. Их ведут действующие бизнесмены и представители госорганов — прокуратуры, налоговой инспекции. Кстати, семинары — это одна из немногих услуг со стороны власти, которая позитивно воспринимается предпринимательским сообществом без каких бы то ни было оговорок.

Следующий шаг — платные услуги по регистрации и ликвидации бизнеса, заполнению налоговых деклараций. Егор Казанцев говорит, что центр будет оказывать их по минимально возможной стоимости. С одной стороны, это может сломать рынок этих услуг, с другой — упростит и удешевит старт и развитие собственного бизнеса.

Пристальное внимание к нефинансовым мерам поддержки отмечают и в других регионах Сибири. По мнению исполнительного директора НО «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов» Александра Босяка, структур поддержки стало слишком много — предприниматель не в состоянии охватить все: «В попытке решить какой-то вопрос люди вынуждены обходить десятки инстанций, и многие в какой-то момент, махнув рукой, просто выходит из бизнеса, так и не начав толком работать. Особенно актуальна эта проблема для сел. Поэтому должны быть муниципальные центры, которые аккумулируют информацию обо всех органах и программах помощи бизнесу».

Мария ПЕТРОВА