В Госдуму внесен документ, ужесточающий режим обмена налоговой информацией между Россией и Кипром. После вступления в силу изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения российским владельцам компаний придется доказывать, что основной целью регистрации их на Кипре не является получение налоговых льгот. Впрочем, за два года, что этот документ готовился, около 40 тыс. компаний успели перерегистрироваться в других офшорах.

В пятницу правительство внесло в Госдуму на ратификацию протокол о внесении изменений в действующее соглашение «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Само соглашение было подписано правительствами России и Кипра 5 декабря 1998 года, а спустя почти 12 лет, 7 октября 2010 года, стороны договорились об изменениях, которые вступят в силу после ратификации протокола обеими странами — российская сторона свой шаг в этом направлении сделала. Протокол направлен на ужесточение правил налогообложения и обмена информацией, суть его сводится к тому, чтобы сократить возможности для уклонения от уплаты налогов компаниям, зарегистрированным на Кипре, но фактически принадлежащим россиянам.

Для Кипра ратификация протокола станет очередной мерой по улучшению положения страны с точки зрения международного антиотмывочного законодательства. Так, вступление в силу соглашения с Россией со всеми подзаконными актами обеспечит Кипру выход из списка офшоров российского Минфина.

Кипр занимает первое место по инвестициям в РФ. По данным Минэкономики, совокупный объем кипрских инвестиций в российскую экономику на конец марта составлял около $64,2 млрд, из которых $46,9 млрд относятся к прямым инвестициям. В то же время Россия входит в число лидеров по объему средств, направляемых на Кипр. По оценкам экспертов, из 120 тыс. зарегистрированных на Кипре компаний 70—80 тыс.— российские. При этом, по экспертным оценкам, около 40% российских компаний-нерезидентов, зарегистрированных исключительно с целью оптимизации налогообложения, находятся в кипрской юрисдикции.

Поправки к протоколу содержат ряд норм, закрывающих возможность зарегистрированным на Кипре компаниям реализовывать различные схемы по минимизации налоговых платежей. Так, протокол вводит статью «Ограничение льгот», позволяющую кипрской стороне отказывать в предоставлении налоговых льгот в случае, если компания не докажет, что целью регистрации на Кипре является не только получение налоговых послаблений. Кроме того, новый пункт ст. 4 («Резидент») позволит компетентным органам обеих стран совместно определять место эффективного управления компанией, чего сейчас соглашение не подразумевает. Также дополнения к ст. 26 («Обмен информацией») распространят информационный обмен между регуляторами обеих стран на данные о выявленных налоговых нарушениях, а не только на данные о налогах, как это было ранее. Также запрещено отказывать в предоставлении регулирующим органам банковской информации, а также информации, находящейся у финансовых институтов, номинальных владельцев активов, агентов, доверительных управляющих.

Эксперты уверены, что к ратификации протокола участники рынка успели подготовиться. «Еще в 2009 году, когда появились слухи о подготовке документа, Кипр покинуло около 40 тыс. компаний»,— указывает партнер коллегии адвокатов «ФБК Право» Александр Сотов. А желающие остаться на Кипре компании смогут найти юридические лазейки и в новой редакции, считают эксперты. «Тем, кто решил остаться, придется усложнить схемы обмена информацией с Кипром, что несколько удорожит бизнес, но не будет для него критично»,— продолжает господин Сотов. По словам директора московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting UK Эдуарда Савуляка, основным препятствием для действия новых норм станет отсутствие опыта составления запросов российскими налоговыми органами, что приведет к большому количеству отказов кипрской стороной по формальным причинам. «Помимо этого не ясна ответственность кипрских агентов и номинальных владельцев активов за непредоставление сведений прокуратуре»,— продолжает он.