Многие частные банки испытывают трудности с наращиванием капитала. Пока проблема смягчается невысоким спросом на кредит и выжидательной позицией регулятора, однако пауза продлится недолго.

Темпы роста банковского кредитования в нынешнем году демонстрируют плавное увеличение, но все же остаются примерно втрое ниже докризисных уровней. Причины в основном на стороне спроса — сами заемщики, как граждане, так и компании, переоценили свои заемные потребности и уровень комфортной для себя долговой нагрузки, серьезно снизив платежеспособный спрос на ссуды. Однако по мере оживления общехозяйственной конъюнктуры и роста инвестиционной активности спрос на кредит неизбежно повысится, и смогут ли банки адекватно покрыть его новыми кредитами — вопрос открытый.

Причина — неприятный тренд размывания капитальной базы российского банковского сектора на фоне чрезмерной концентрации системы в пользу госбанков. Эта проблема находилась в фокусе обсуждения участников XVI Санкт-Петербургской международной банковской конференции, организованной Промсвязьбанком.

Рекорды с лица и с изнанки

«Без учета новых требований к капиталу со стороны регулятора мы ожидаем снижения показателя достаточности в целом по системе с нынешних 17 до 15 процентов к концу текущего года, — обозначил проблему член совета директоров Банка России Михаил Сухов. — При этом у половины банков из первой тридцатки достаточность капитала хотя и выше нормативных 10 процентов, но не превышает 13 процентов».

Весьма непривычным кажется снижение уровня капитализации на фоне рекордных прибылей российской банковской системы в нынешнем году. Чистый финансовый результат сектора по итогам года может приблизиться к 1 трлн рублей, что почти вдвое выше прошлогодних показателей, а рентабельность активов, по прогнозу ЦБ, может достичь 3% — это отметки лучших докризисных лет. Однако распределение прибыли по системе крайне неравномерно. «Сбербанк, который демонстрирует фантастические результаты и на который приходится львиная доля совокупной прибыли по банковскому сектору, в данном случае не является показателем для оценки ситуации на рынке, — заявил президент Промсвязьбанка Артем Констандян. — Более того, банковская система сталкивается с проблемой снижения маржинальности во всех сегментах бизнеса. Прибыль как источник капитализации под большим вопросом».

Истощился, по мнению г-на Констандяна, и второй источник капитализации — вливания со стороны текущих собственников. Третий источник — вливания со стороны внешних инвесторов, в первую очередь иностранных, — возможен. Российская банковская система и в целом экономика демонстрируют темпы роста, более интересные для западных инвесторов, чем их «домашние» рынки. Тем не менее привлекательными для иностранных инвесторов сегодня могут быть в лучшем случае десятки, но никак не сотни российских банков, считает президент Промсвязьбанка.

Проблема дефицита собственных средств особенно остро стоит для кредитных учреждений, по размеру уставного капитала не соответствующих новой минимальной планке Центрального банка, которая с 2012 года будет поднята до 180 млн рублей. Сейчас до этой отметки, по оценке Михаила Сухова, недотягивают 155 банков, в том числе 51 показал за первое полугодие текущего года либо отрицательный, либо минимальный положительный финансовый результат, другими словами, не имеют внутренних источников для быстрого наращивания капитала.

Серьезные стимулы к докапитализации банков находятся в руках государства. На один из них указал в своем выступлении председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев: «Для большинства экспертов и коллег из банковского сообщества введение нулевой ставки налога на прибыль, если эта прибыль реинвестируется в капитал, — в высшей степени полезная и эффективная мера, которая позволила бы в преддверии продаж пакетов государственных банков резко повысить их привлекательность и впоследствии произвести серьезный эффект на бюджет».

Как школьнику драться с отборной шпаной

Еще один вопрос, вызывающий беспокойство банкиров, — явное усиление рыночных позиций госбанков. Среди стран с развитой финансовой системой сегодняшние показатели концентрации нашего банковского сектора скорее исключение, а не правило. Так, на долю пяти крупнейших российских банков (все они государственные) приходится 48% совокупных активов, тогда как в США 23%, в Японии 24%, в Британии 38% (см. график 1). Во многих развитых странах, в частности в США, преобладает тренд к деконцентрации. Так, доля 25 крупнейших американских банков в суммарных активах за последние двадцать лет снизилась с 66 до 57%. В России же тренд противоположный. Особенно усилились позиции крупнейших госбанков в период кризиса 2008—2009 годов, так как именно они стали главными адресатами поддержки властей. Из общего объема средств, выделенных государством на рекапитализацию банковского сектора, более 80% (725 из 904 млрд рублей) было направлено на поддержку Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка. А в нынешнем году ВТБ еще получит беспрецедентные госвливания (295 млрд рублей) на санацию поглощаемого им Банка Москвы, стремительно растащенного смещенным топ-менеджментом.

Усиление позиций госбанков развязывает им руки в конкурентной борьбе, в которой они, по мнению частных банкиров, практикуют откровенный демпинг. На одной из сессий конференции вице-президент Промсвязьбанка Елена Махота устроила с залом своеобразную викторину. Она задала вопрос, какое максимальное превышение стоимости своих кредитов разных видов над ценой Сбербанка могут позволить себе частные банки, чтобы надеяться удержать клиентов за счет гибкости, скорости, качества обслуживания и т. д. Консенсус зала оказался следующим. По потребительским кредитам — в пределах 3 процентных пунктов, по ипотечным кредитам эластичность по цене меньше — максимум 1 п. п. По корпоративным кредитам — в пределах 0,75—1 п. п., по кредитам малому и среднему бизнесу — 1,5—2 п. п. «В условиях, когда искусственно созданные преимущества госбанков в стоимости фондирования превышают четыре процента, нормально конкурировать частным банкам с ними становится невозможно», — резюмировала Елена Махота.

Один из стратегических путей удешевления стоимости кредитов качественным розничным заемщикам — развитие индустрии кредитных бюро. В России эта отрасль зреет недостаточно быстро. После принятия в 2005 году закона «О кредитных историях» было создано несколько десятков кредитных бюро, из которых сегодня на рынке присутствует более 30. Более 90% историй держат три крупнейших бюро — «Эквифакс Кредит Сервисиз», Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Экспериан Интерфакс» (50% принадлежит Сбербанку, по 25% — одному из международных лидеров отрасли агентству Experian и российскому информационному агентству «Интерфакс»).

Однако за потенциальное удешевление стоимости кредитов клиентам банков придется заплатить чувствительной потерей прайвеси. Как заявил гендиректор «Экспериан Интерфакс» Даниэль Зеленский, в Великобритании, представляющей лучший мировой опыт работы кредитных бюро, последние собирают о заемщиках существенно больше частной информации, чем в России. Так, личные кредитные истории обязательно включают в себя актуальную информацию о семейном положении заемщиков, наличии иждивенцев, номерах мобильных телефонов, времени работы на одном месте. В Англии данными кредитных историй пользуется налоговая служба, сверяя данные историй с полученными декларациями частных лиц. Непонятно, насколько мы готовы к столь прозрачной и ответственной финансовой жизни.