Очередной пакет помощи Греции утвержден, и он предусматривает «выборочный дефолт», то есть дефолт в одной из его разновидностей. «Я не помню ни одной другой финансовой темы, которая бы так неполно освещалась финансовыми СМИ», — пишет финансовый обозреватель Феликс Самон в своей колонке на Reuters. (Помощь Греции — один из наиболее популярных запросов в поисковой системе Google.)
Похоже, сработали все эти невнятные формулировке на «евроязе», равно как и то, что о договоренности было объявлено в Брюсселе, где общий уровень финансовой грамотности журналистов значительно ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Франкфурте. Более того, с заявлениями со всех сторон выступают самые разные персонажи — еврократы, главы государств, представители Института международных финансов, чиновники Греции, Португалии и Ирландии, всех не перечислить. И в результате очень трудно составить из этого единую согласованную картину.
Что еще больше усложняет задачу, большинство обсуждений концентрировались вокруг растиражированных предварительных версий документов, которые существенно отличаются от финальной.
Но речь идет не только о том, чтобы вытащить Грецию из кризиса, но и о том, чтобы взять на себя потери: в то время как Греция получает финансовую помощь в размере 109 млрд евро, необходимую для покрытия бюджетного дефицита, государственные и частные инвесторы несут убытки по предоставленным ей кредитам.
В этой ситуации возникают два важных прецедента: во-первых, страны еврозоны смогут допускать дефолт [дефолт] по своим долгам. Во-вторых, для Греции создается совершенно новая архитектура финансирования. Президент Франции Николя Саркози назвал ее «зарождением Европейского валютного фонда».
Суть таких прецедентообразующих масштабных международных финансовых соглашений в том, что они никогда не бывают единичными. Сегодня много говорят о том, что это соглашение принято только для Греции, но какие-то явные формулировки на этот счет из финального текста были исключены. Ясно одно: эти инструменты будут снова использоваться в дальнейшем. Они снова будут применяться в Греции, поскольку сегодняшнего соглашения недостаточно для восстановления платежеспособности страны, они же будут использоваться и в других странах европейской периферии, следующими на очереди могут быть Португалия и Ирландия.
Что касается госсектора, ЕС принимает четыре основные меры. Во-первых, будут продлены сроки погашения греческого долга с нынешних 7,5 лет до примерно 15—30. Некоторые из кредитов, которые ЕС сейчас предоставляет Греции, предполагают погашение не ранее 2041 года.
Во-вторых, процентная ставка будет крайне низкой — фактически Греция получает деньги ЕС «по себестоимости» их привлечения — сейчас это около 3,5%. Такие же сверхнизкие ставки по финансированию ЕС распространяет и на Португалию и Ирландию, чтобы косвенно не наказывать те страны, которые не допускают дефолта.
В-третьих, ЕС составит собственный план стимулирования экономики Греции. Фраза «План Маршалла» из финального заявления была изъята, но остались формулировки о «мобилизации средств ЕС» и разработке «подробной стратегии роста и инвестиций». Это, разумеется, абстрактная фраза, но она, во всяком случае, подразумевает попытку помочь Греции в период очень болезненного сокращения расходов.
В-четвертых, будет реанимирован Маастрихтский договор, и все страны еврозоны, за исключением Греции, Ирландии и Португалии, обязуются сократить дефицит до менее чем 3% ВВП к 2013 году.
Известный экономист Пол Кругман возмущается по этому поводу, но ведь это условие было центральной частью идеи еврозоны с самого начала, и очевидно, что еврозоне необходима какого-то рода «смирительная рубашка» для стран-учредительниц, чтобы не допустить огромных дефицитов у остальных, чтобы Германии потом не приходилось их спасать.
Наконец, ЕС обеспечит поддержку кредитного рейтинга греческих облигаций частного сектора. Это центральная часть плана дефолта, во многом напоминающая «план Брейди», который в конце 1980-х годов спас Латинскую Америку. Официальное сообщение Института международных финансов, представляющего в данном случае частных кредиторов, звучит несколько неопределенно, но по сути, если вы являетесь держателем греческих облигаций, у вас на выбор следующие альтернативы:
— Вы можете ничего не предпринимать и надеяться, что Греция вам вернет долг в полном объеме и в срок.
— Вы можете увеличить срок погашения до 30 лет и согласиться на скромную ставку купона в размере 4,5%; в обмен на это основная сумма долга по вашим бумагам будет гарантирована 30-летними облигациями с нулевым купоном, выпущенными европейским институтом с высшим рейтингом надежности AAA, вероятно, Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF).
— Вы можете пролонгировать срок облигаций до 30 лет, согласиться на 20-процентное списание долга (так называемый haircut) и более высокий купон [купон] 6,42%, при этом опять же основная сумма долга будет гарантирована обеспечивающим обязательством с нулевым купоном.
— Вы можете увеличить сроки погашения до 15 лет, согласиться на 20-процентное списание, получить купон 5,9% и только частичную гарантию по основной сумме за счет средств, резервируемых на специальном счете условного депонирования.
Первая альтернатива намного интереснее. Никто не сказал, что Греция откажется исполнять обязательства перед кредиторами, которые не обменяют свои облигации. Вместо этого продолжается выкручивание рук большим банкам, чтобы они отказались от полного возмещения «добровольно». Но это не предотвратит снижения греческих рейтингов агентствами до уровня дефолтных — это принудительная сделка, которая очевидно снижает стоимость принадлежащего банкам греческого долга (в конце концов, посмотрите на предлагаемые частичные списания).
Есть ли возможность у других облигационеров, которым руки не выкручивают, свободно на волне этих договоренностей продолжать ждать полного погашения обязательств? Я полагаю, вероятно, есть. И это одна из причин, по которой эта греческая реструктуризация будет не последней.
В целом это похоже на соглашение, которое может быть легко масштабировано и использовано как рамочная база для дальнейших дефолтов и реструктуризаций. Я не знаю, является ли это его сутью и намерением. Но оно никоим образом не придает уверенности владельцам долгов Португалии и Ирландии — а может, и Испании, и Италии, — что они в надежном укрытии. Греция будет первой страной в ЕС, которая допустит дефолт по своим долгам, но я сомневаюсь, что последней.